Мурина Юлия Георгиевна
Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам
Доверие людей — важнейший приоритет!

Мурина Юлия Георгиевна
Главная Новости

Новости


26 ноября 2020 года постоянные комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи и по бюджету и финансам провели расширенное совещание, на котором были обсуждены варианты совершенствования системы взимания государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

26 11/2020

 В мероприятии приняли участие депутаты Палаты представителей, первый заместитель Министра финансов Кийко Д.Н., представители Министерства внутренних дел, Министерства по налогам и сборам, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства юстиции, Министерства связи и информатизации, концерна «Белнефтехим», ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация «ЕРИП», а также работники секретариатов Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.  
 Перед присутствующими с обстоятельным докладом выступил первый заместитель Министра финансов Кийко Д.Н. Вначале он рассказал о недостатках существующего метода платы за участие в дорожном движении, который заключается в привязке его к техническому осмотру транспортного средства. Привязка фискальных вопросов к процедуре техосмотра при отсутствии должных механизмов контроля привела к снижению безопасности дорожного движения и падению уровня наполняемости республиканского дорожного фонда.  
 В результате совместной работы депутатов и Правительства на совещании был представлен основной, наиболее приемлемый вариант решения проблемы дорожного сбора, который заключается в упразднении госпошлины и введении вместо нее платы за пользование дорогами и отдельными элементами улично-дорожной сети. Плата будет взиматься независимо от техосмотра, а платить можно будет дифференцированно — за период от месяца и более. Кроме этого, предлагается предусмотреть пересмотр ставок: для физических лиц установление ежемесячных ставок на 10 процентов ниже действующих и применение понижающего коэффициента 0,8 при уплате за 12 месяцев и более, для организаций — снижение действующих ставок госпошлины на 20 процентов. 
 Совпадение позиций исполнительной и законодательной ветвей власти не случайно. Есть общее понимание, что предлагаемый вариант решения проблемы позволит: разделить налоговые вопросы и вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Отвязка уплаты госпошлины от прохождения техосмотра исключит повод для его массового непрохождения гражданами из-за нежелания уплачивать госпошлину и, следовательно, повысит безопасность дорожного движения; 
предоставить вариативность в выборе оплачиваемого периода. У граждан появится возможность выбрать период, на протяжении которого они используют автомобиль (месяц, два месяца, сезон и т.д.), а не платить за целый год без привязки ко времени реального использования. Для отдельных категорий граждан (пенсионеров, фермеров, лиц, планирующих продать автомобиль в текущем году, и т.п.) экономия может получиться весьма ощутимой. Кроме того, появляется возможность своеобразной «рассрочки» для лиц, у которых отсутствуют средства для единовременной уплаты госпошлины за один или два года; не увеличивать финансовую нагрузку на добросовестных автовладельцев; сохранить существующие льготные условия для отдельных социально уязвимых категорий населения; использовать самые удобные для граждан способы уплаты посредством весьма доступного для наших граждан единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП); задействовать уже существующие возможности фото- и видеофиксации для обеспечения контроля внесения платы. Учитывая многочисленные обращения граждан, признан целесообразным отказ от существующего подхода градации ставок госпошлины в зависимости от попадания разрешенной максимальной массы транспортного средства в определенный интервал. Избиратели часто сетуют на то, что расхождение в несколько килограмм разрешенной максимальной массы влечет слишком разнящиеся фискальные последствия (например, ставки за автомобиль до 1,5 тонны включительно — 3 базовых величины, а за автомобиль от 1,5 тонны до 2 тонн — уже 6 базовых величин). В связи с этим депутатами предложена, а представителями заинтересованных органов поддержана идея о том, что в новом формате платежа ставки должны рассчитываться на килограмм разрешенной максимальной массы, что будет соответствовать принципу соразмерности платежей и учитывать реальное влияние конкретного транспортного средства на дорожное полотно. При этом ставки следует рассчитать таким образом, чтобы не произошло роста суммы платежей по сравнению с применяемой в настоящее время градацией транспортных средств по разрешенной максимальной массе (это особенно актуально для тяжелой грузовой техники). Участники мероприятия приняли активное участие в обсуждении данной проблемы, рассмотрены различные варианты периодичности внесения указанной платы и осуществления контроля. По итогам обсуждения сформированы конкретные предложения для представления в Правительство и реагирования на них в целях максимально оперативной проработки и реализации в законодательстве.
Все новости